Обзор HI-Res плеера NiNTAUS X10 (обновлённая версия с ЦАП WM8965) Самый доступный плеер с ЦАП Wolfson из всех имеющихся. Hi-Fi плееры с отменным звучанием: какой и для кого Тесты для измерения нелинейных искажений

Обзор HI-Res плеера NiNTAUS X10 (обновлённая версия с ЦАП WM8965) Самый доступный плеер с ЦАП Wolfson из всех имеющихся. Hi-Fi плееры с отменным звучанием: какой и для кого Тесты для измерения нелинейных искажений

Описание NAD D1050:

Внешний ЦАП 24 бит / 192 кГц с усилителем для наушников, USB 2.0, 2 цифровых оптических и 2 коаксиальных входа, аналоговый балансный (XLR) и небалансный (RCA) стереовыход, разъем 3,5 мм для наушников, внешний БП

Информация о ЦАП NAD D 1050:

USB ЦАП D1050 – это идеальное средство для воспроизведения музыкальных файлов с компьютера через Hi-Fi-систему. Все цифровые источники получают мощную поддержку, когда D1050 берет на себя задачи более слабой цифровой схемотехники любого устройства от Blu-ray, DVD- или CD-проигрывателя до музыкального стримера и ТВ-ресивера. Разработка как цифровых, так и аналоговых схем основывалась на богатом 40-летнем
опыте компании NAD. Ради удобства совершенно не обязательно жертвовать качеством, и D1050 – яркое тому подтверждение.
Цифровые входы D1050 позволяют подключить самые разнообразные цифровые источники. Для интерфейса SPDIF предусмотрены как коаксиальные, так и оптические входы. USB-вход необычен: он поддерживает передачу данных в асинхронном режиме и (благодаря высокоточному тактовому генератору D1050) позволяет добиться минимального джиттера на выходе подключенного USB-устройства. Он полностью отвечает стандарту USB
Audio Class 2.0 и позволяет работать с данными, имеющими разрешение до 24 бит / 192 кГц.
USB ЦАП D1050 собран из большого количества высококачественных деталей. Но одного высокого качества недостаточно; для полноценной реализации возможностей этих деталей необходима еще их продуманная установка в корпус аппарата. Здесь и выходят на первый план бесценные знания и многолетний опыт инженеров NAD. Применение многослойных монтажных плат, микрокомпонентов и поверхностного монтажа с помощью не содержащих свинца материалов позволяет добиться минимальной возможной контактной поверхности и снизить уровень шумов. Использование внешнего блока питания позволяет свести к минимуму электромагнитные помехи. В результате – невероятное качество работы аппарата.
Чип цифроаналогового преобразователя D1050 построен на архитектуре Delta/Sigma и имеет активные цифровые фильтры передискретизации. Это позволяет поддерживать линейную фазовую характеристику, подавлять узкополосные помехи и «звон». Таким образом удается добиться полноценного качества воспроизведения записей с частотой дискретизации 88,2 кГц, 96 кГц, 172,4 кГц и 192 кГц. Отдельный тактовый генератор, получающий питание от источника чистого постоянного тока, позволяет свести ошибки синхронизации к минимуму. Весь цифровой тракт имеет побитовую точность; частота дискретизации не повышается и не понижается. Частота дискретизации входящего сигнала отображается на дисплее на передней панели.
ЦАП оснащен фиксированными аналоговыми выходами: как традиционными RCA, так и балансными XLR. Кроме того, D1050 укомплектован высококлассным усилителем для наушников, выполненным на дискретной элементной базе. Выходной импеданс очень низок, а потому сводит к пренебрежимо малым величинам помехи и влияние подключенных кабелей.
При разработке D1050 компания NAD стремилась найти новые технологии, позволяющие добиться высокого качества звуковоспроизведения при небольших затратах энергии, а также использовать как можно меньше невозобновляемых материалов. D1050 – это ЦАП, которым вы будете гордиться!

Характеристики ЦАП NAD D1050:

Название

Значение

Технические характеристики

Отношение сигнал/шум

Частотная характеристика

20 Гц - 96 кГц

Архитектура ЦАП

24 бит/192 кГц Delta-Sigma

Питание

Потребляемая мощность

Общие

Масса с упаковкой

Габаритные размеры (ШхВхГ)

58 х 186 х 208 мм

Что является одним из наиболее распространенных и глубоко укоренившихся заблуждений в мире меломанов?

Сохранить и прочитать потом -

Прим. перев.: Это перевод второй (из четырех) частей развернутой статьи Кристофера «Монти» Монтгомери (создателя Ogg Free Software и Vorbis) о том, что, по его мнению, является одним из наиболее распространенных и глубоко укоренившихся заблуждений в мире меломанов.

Частота 192 кГц считается вредной

Музыкальные цифровые файлы с частотой 192 кГц не приносят никакой выгоды, но всё же оказывают кое-какое влияние. На практике оказывается, что их качество воспроизведения немного хуже, а во время воспроизведения возникают ультразвуковые волны.

И аудиопреобразователи, и усилители мощности подвержены влиянию искажений, а искажения, как правило, быстро нарастают на высоких и низких частотах. Если один и тот же динамик воспроизводит ультразвук наряду с частотами из слышимого диапазона, то любая нелинейная характеристика будет сдвигать часть ультразвукового диапазона в слышимый спектр в виде неупорядоченных неконтролируемых нелинейных искажений, охватывающих весь слышимый звуковой диапазон. Нелинейность в усилителе мощности приведет к такому же эффекту. Эти эффекты трудно заметить, но тесты подтвердили, что оба вида искажений можно расслышать.

График выше показывает искажения, полученные в результате интермодуляции звука частотой 30 кГц и 33 кГц в теоретическом усилителе с неизменным коэффициентом нелинейных искажений (КНИ) около 0.09%. Искажения видны на протяжении всего спектра, даже на меньших частотах.

Неслышимые ультразвуковые волны способствуют интермодуляционным искажениям в слышимом диапазоне (светло-синяя зона). Системы, не предназначенные для воспроизведения ультразвука, обычно имеют более высокие уровни искажений, около 20 кГц, дополнительно внося вклад в интермодуляцию. Расширение диапазона частот для включения в него ультразвука требует компромиссов, которые уменьшат шум и активность искажений в пределах слышимого спектра, но в любом случае ненужное воспроизведение ультразвуковой составляющей ухудшит качество воспроизведения.

Есть несколько способов избежать дополнительных искажений:

  1. Динамик, предназначенный только для воспроизведения ультразвука, усилитель и разделитель спектра сигнала, чтобы разделить и независимо воспроизводить ультразвук, который вы не можете слышать, чтобы он не влиял на другие звуки.
  2. Усилители и преобразователи, спроектированные для воспроизведения более широкого спектра частот так, чтобы ультразвук не вызывал слышимых нелинейных искажений. Из-за дополнительных затрат и сложности исполнения, дополнительный частотный диапазон будет уменьшать качество воспроизведения в слышимой части спектра.
  3. Качественно спроектированные динамики и усилители, которые совсем не воспроизводят ультразвук.
  4. Для начала можно не кодировать такой широкий диапазон частот. Вы не можете (и не должны) слышать ультразвуковые нелинейные искажения в слышимой полосе частот, если в ней нет ультразвуковой составляющей.

Все эти способы нацелены на решение одной проблемы, но только 4 способ имеет какой-то смысл.

Если вам интересны возможности вашей собственной системы, то нижеследующие сэмплы содержат: звук частотой 30 кГц и 33 кГц в формате 24/96 WAV, более длинную версию в формате FLAC, несколько мелодий и нарезку обычных песен с частотой, приведенной к 24 кГц так, что они полностью попадают в ультразвуковой диапазон от 24 кГц до 46 кГц.

Тесты для измерения нелинейных искажений:

  • Звук 30 кГц + звук 33 кГц (24 бит / 96 кГц)
  • Мелодии 26 кГц – 48 кГц (24 бит / 96 кГц)
  • Мелодии 26 кГц – 96 кГц (24 бит / 192 кГц)
  • Нарезка из песен, приведенных к 24 кГц (24 бит / 96 кГц WAV) (оригинальная версия нарезки) (16 бит / 44.1 кГц WAV)

Предположим, что ваша система способна воспроизводить все форматы с частотами дискретизации 96 кГц . При воспроизведении вышеуказанных файлов, вы не должны слышать ничего, ни шума, ни свиста, ни щелчков или каких других звуков. Если вы слышите что-то, то ваша система имеет нелинейную характеристику и вызывает слышимые нелинейные искажения ультразвука. Будьте осторожны при увеличении громкости, если вы попадете в зону цифрового или аналогового ограничения уровня сигнала, даже мягкого, то это может вызвать громкий интермодуляционный шум.

В целом, не факт, что нелинейные искажения от ультразвука будут слышимы на конкретной системе. Вносимые искажения могут быть как незначительны, так и довольно заметны. В любом случае, ультразвуковая составляющая никогда не является достоинством, и во множестве аудиосистем приведет к сильному снижению качества воспроизведения звука. В системах, которым она не вредит, возможность обработки ультразвука можно сохранить, а можно вместо этого пустить ресурс на улучшение качества звучания слышимого диапазона.

Недопонимание процесса дискретизации

Теория дискретизации часто непонятна без контекста обработки сигналов. И неудивительно, что большинство людей, даже гениальные доктора наук в других областях, обычно не понимают её. Также неудивительно, что множество людей даже не осознают, что понимают её неправильно.

Дискретизированные сигналы часто изображают в виде неровной лесенки, как на рисунке выше (красным цветом), которая выглядит как грубое приближение к оригинальному сигналу. Однако такое представление является математически точным, и когда происходит преобразование в аналоговый сигнал, его график становится гладким (голубая линия на рисунке).

Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что, якобы, дискретизация – процесс грубый и приводит к потерям информации. Дискретный сигнал часто изображается как зубчатая, угловатая ступенчатая копия оригинальной идеально гладкой волны. Если вы так считаете, то можете считать, что чем больше частота дискретизации (и чем больше бит на отсчет), тем меньше будут ступеньки и тем точнее будет приближение. Цифровой сигнал будет все больше напоминать по форме аналоговый, пока не примет его форму при частоте дискретизации, стремящейся к бесконечности.

По аналогии, множество людей, не имеющих отношения к цифровой обработке сигналов, взглянув на изображение ниже, скажут: «Фу!» Может показаться, что дискретный сигнал плохо представляет высокие частоты аналоговой волны, или, другими словами, при увеличении частоты звука, качество дискретизации падает, и частотная характеристика ухудшается или становится чувствительной к фазе входного сигнала.

Это только так выглядит. Эти убеждения неверны!

Комментарий от 04.04.2013: В качестве ответа на всю почту, касательно цифровых сигналов и ступенек, которую я получил, покажу реальное поведение цифрового сигнала на реальном оборудовании в нашем видео Digital Show & Tell , поэтому можете не верить мне на слово.

Все сигналы частотой ниже частоты Найквиста (половина частоты дискретизации) в ходе дискретизации будут захвачены идеально и полностью, и бесконечно высокая частота дискретизации для этого не нужна. Дискретизация не влияет на частотную характеристику или фазу. Аналоговый сигнал может быть восстановлен без потерь – таким же гладким и синхронным как оригинальный.

С математикой не поспоришь, но в чем же сложности? Наиболее известной является требование ограничения полосы. Сигналы с частотами выше частоты Найквиста должны быть отфильтрованы перед дискретизацией, чтобы избежать искажения из-за наложения спектров. В роли этого фильтра выступает печально известный сглаживающий фильтр. Подавление помехи дискретизации, на практике, не может пройти идеально, но современные технологии позволяют подойти к идеальному результату очень близко. А мы подошли к избыточной дискретизации.

Избыточная дискретизация

Частоты дискретизации свыше 48 кГц не имеют отношения к высокой точности воспроизведения аудио, но они необходимы для некоторых современных технологий. Избыточная дискретизация (передискретизация) – наиболее значимая из них .

Идея передискретизации проста и изящна. Вы можете помнить из моего видео «Цифровое мультимедиа. Пособие для начинающих гиков», что высокие частоты дискретизации обеспечивают гораздо больший разрыв между высшей частотой, которая нас волнует (20 кГц) и частотой Найквиста (половина частоты дискретизации). Это позволяет пользоваться более простыми и более надежными фильтрами сглаживания и увеличить точность воспроизведения. Это дополнительное пространство между 20 кГц и частотой Найквиста, по существу, просто амортизатор для аналогового фильтра.

На рисунке выше представлены диаграммы из видео «Цифровое мультимедиа. Пособие для начинающих гиков», иллюстрирующие ширину переходной полосы для ЦАП или АЦП при частоте 48 кГц (слева) и 96 кГц (справа).

Это только половина дела, потому что цифровые фильтры имеют меньше практических ограничений в отличие от аналоговых, и мы можем завершить сглаживание с большей точностью и эффективностью. Высокочастотный необработанный сигнал проходит сквозь цифровой сглаживающий фильтр, который не испытывает проблем с размещением переходной полосы фильтра в ограниченном пространстве. После того, как сглаживание завершено, дополнительные дискретные отрезки в амортизирующем пространстве просто откидываются. Воспроизведение передискретизированного сигнала проходит в обратном порядке.

Это означает, что сигналы с низкой частотой дискретизации (44.1 кГц или 48 кГц) могут обладать такой же точностью воспроизведения, гладкостью АЧХ и низким уровнем наложений, как сигналы с частотой дискретизации 192 кГц или выше, но при этом не будет проявляться ни один из их недостатков (ультразвуковые волны, вызывающие интермодуляционные искажения, увеличенный размер файлов). Почти все современные ЦАП и АЦП производят избыточную дискретизацию на очень высоких скоростях, и мало кто об этом знает, потому что это происходит автоматически внутри устройства.

ЦАП и АЦП не всегда умели передискретизировать. Тридцать лет назад некоторые звукозаписывающие консоли использовали для звукозаписи высокие частоты дискретизации, используя только аналоговые фильтры. Этот высокочастотный сигнал потом использовался для создания мастер-дисков. Цифровое сглаживание и децимация (повторная дискретизация с более низкой частотой для CD и DAT) происходили на последнем этапе создания записи. Это могло стать одной из ранних причин, почему частоты дискретизации 96 кГц и 192 кГц стали ассоциироваться с производством профессиональных звукозаписей.

16 бит против 24 бит

Хорошо, теперь мы знаем, что сохранять музыку в формате 192 кГц не имеет смысла. Тема закрыта. Но что насчет 16-битного и 24-битного аудио? Что же лучше?

16-битное аудио с импульсно-кодовой модуляцией действительно не полностью покрывает теоретический динамический звуковой диапазон, который способен слышать человек в идеальных условиях. Также есть (и будут всегда) причины использовать больше 16 бит для записи аудио.

Ни одна из этих причин не имеет отношения к воспроизведению звука – в этой ситуации 24-битное аудио настолько же бесполезно, как и дискретизация на 192 кГц. Хорошей новостью является тот факт, что использование 24-битного квантования не вредит качеству звучания, а просто не делает его хуже и занимает лишнее место.

Примечания к Части 2

6. Многие из систем, которые неспособны воспроизводить сэмплы 96 кГц, не будут отказываться их воспроизводить, а будут незаметно субдискретизировать их до частоты 48 кГц. В этом случае звук не будет воспроизводиться совсем, и на записи ничего не будет, вне зависимости от степени нелинейности системы.

7. Передискретизация – не единственный способ работы с высокими частотами дискретизации в обработке сигналов. Есть несколько теоретических способов получить ограниченный по полосе звук с высокой частотой дискретизации и избежать децимации, даже если позже он будет субдискретизирован для записи на диски. Пока неясно, используются ли такие способы на практике, поскольку разработки большинства профессиональных установок держатся в секрете.

8. Неважно, исторически так сложилось или нет, но многие специалисты сегодня используют высокие разрешения, потому что ошибочно полагают, что звук с сохраненным содержимым за пределами 20 кГц звучит лучше. Прямо как потребители.

Даже посредственный MP3-трек они заставят звучать иначе. А вместе с FLAC или APE получите звук без искажений, перегрузов и ненужных украшательств. Удивят даже искушенного слушателя.

Если вы живете музыкой, просыпаясь под нежный звук дребезжащего твиттера, поворачиваете ручку домашнего ресивера перед легким завтраком, а 5-долларовые колонки в офисе уже давно заменила футуристичная акустическая система, до полной гармонии и статуса почитателя качественного звука остался всего один шаг. Пришло время подобрать портативный Hi-Fi-плеер.

1. Colorfly C10

      Технические характеристики:

    Память: 32 ГБ (поддержка microSD карт до 64 ГБ);
    Дисплей: 2,35”;
    Поддерживаемые форматы: DSD, APE, FLAC, ALAC, WAV, WMA, MP3, AAC, CUE;
    Гармонические искажения: 0,003%;
    32 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 112 дБ;
    Аккумулятор: 3400 мАч.

В этом году известный производитель компьютерных комплектующих и видеокарт, компания Colorful (Китай), отмечает свой 20-летний юбилей. В 2010 году, с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, администрация приняла решение о создании отдельного подразделения, задачей которого был выпуск Hi-Fi плееров. Выход в середине текущего года модели Colorfly C10 был построен, что называется, на надежной основе. Его предшественниками стали легендарный Colorfly C4 Pro и Colorfly C3 .

Для кого подойдет: Помимо поддержки девяти популярных звуковых форматов, отменного звучания и возможности воспроизводить музыку в студийном качестве, Colorfly C10 идеально подойдет людям, для которых дизайн является определяющим фактором. Прочный аллюминиевый корпус дополняет чопорная отделка из сандалового дерева. Стиль и технологии в одном флаконе.

2. COWON Plenue 1

      Технические характеристики:

    Память: 128 ГБ (поддержка microSD карт);
    Дисплей: 3,7” (сенсорный);
    Поддерживаемые форматы: DXD, DSD, FLAC, WAV, AIFF, ALAC, APE, MP3, WMA, OGG;
    Гармонические искажения: 0,0006%;
    Частота дискретизации (макс): 24 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 120 дБ;
    Аккумулятор: 3000 мАч (до 8,5 часов воспроизведения).

Арсенал цифровых плееров южнокорейского производителя насчитывает свыше трех десятков моделей. За плечами компании ряд наград, первый портативный mp3-плеер iAUDIO CW100 , открывший почитателям активного образа жизни настоящую свободу, и десятки патентов в области мультимедийных гаджетов. Линейка плееров COWON разбита на несколько ценовых категорий: от недорогих и практичных моделей «на каждый день» и вплоть до портативных проигрывателей с индивидуальным характером звучания. Выпущенный в 2014 году Cowon Plenue 1 стал первенцем компании в мире Hi-Fi-плееров.

Заключенный в корпус из анодированного алюминия плеер покрывает защитное стекло Gorilla Glass 3. Строгий внешний вид оправдан и начинкой Cowon Plenue 1: чип Burr-Brown PCM1792A используется в дорогих ЦАПах и внешних звуковых картах, ценник которых уходит за пределы нескольких тысяч долларов. Звучит плеер также дорого как и выглядит: наличие встроенных пресетов позволяет корректировать звучание практически под любые наушники.

Для кого подойдет: Если вы любите экспериментировать с жанрами, чередуя классическую итальянскую оперу мозгодробильным пауэр-металлом, Cowon Plenue 1 оправдает ваши ожидания. Он легко адаптируется к любым условиям. Одним словом – флагман.

3. COWON Plenue M

      Технические характеристики:

    Память: 64 ГБ (поддержка microSD карт – до 128 ГБ);
    Дисплей: 3,7” (сенсорный);
    Поддерживаемые форматы: DXD,DFF,DSF,FLAC,WAV,AIFF,ALAC,APE,MP3,WMA,OGG,WV, TTA,DCF;
    Гармонические искажения: 0,0007%;
    Частота дискретизации (макс): 24 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 120 дБ;
    Аккумулятор: 3000 мАч (до 10 часов воспроизведения).

В основу модели Cowon Plenue M лег прошлогодний флагман компании Cowon Plenue 1. Перед инженерами была поставлена задача: сделать более доступный Hi-Fi-плеер, но при этом не лишить его индивидуального звучания и чистоты воспроизведения. Чип Burr-Brown PCM 1795 обеспечивает минимальный уровень гармонических искажений в районе 0,0007%, чем не всегда могут похвастать дорогостоящие модели конкурирующих брендов.

Для кого подойдет: Cowon Plenue M – это своего рода универсальный солдат, способный воспроизводить практически любые аудио форматы. Для любителей активного образа жизни именно эта модель может стать отличным компаньоном на любых тренировках или пробежках: бесшовная алмазная обработка граней и анодирование корпуса помогут избежать царапин, а интуитивно понятное управление предусматривает возможность управления вслепую.

4. COWON IAUDIO X9 M

      Технические характеристики:

    Память: 8, 16, 32 ГБ (поддержка microSD карт – до 32 ГБ);
    Дисплей: 4,3” (сенсорный);
    Поддерживаемые форматы: MP3/2, WMA, FLAC, OGG, APE, WAV;
    Поддерживаемые видео форматы: AVI, WMV, ASF;
    Гармонические искажения: 0,0007%;
    Частота дискретизации (макс): 24 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 95 дБ;
    Аккумулятор: до 110 часов воспроизведения музыки; до 13 – видео.

Желая свести необходимость использования мультимедийной составляющей смартфона к минимуму, компания COWON задумалась о выпуске плеера, способного воспроизводить не только музыку, но и видео. Сказано – сделано. А в качестве приятного дополнения к такому мультимедийному комбайну инженеры установили долгоиграющий аккумулятор, способный радовать своего владельца музыкой на протяжении целой недели (110 часов).

Для кого подойдет: Вам нужна «долгоиграющая лошадка» с внушительным количеством возможностей? COWON IAUDO X9 – ваш выбор. Если же во главу выбора вы ставите звук аудиофильского уровня – приготовьтесь досконально изучить настройки и программную экосистему девайса.

5. HIFIMAN HM-603 4Gb

      Технические характеристики:

    Память: 4 ГБ (поддержка microSD карт – до 32 ГБ);
    Поддерживаемые форматы: MP3, WMA, OGG, AAC, FLAC, APE, WAV, PCM, ADPCM;
    Гармонические искажения: 0,09%;
    Частота дискретизации: 20 ГЦ – 20 кГЦ;
    Переходное затухание: 92 дБ;
    Аккумулятор: 10 часов воспроизведения.

Молодая американская компания HIFIMAN была основана всего восемь лет назад. Название бренда было выбрано не случайно: приоритетным направлением производства стал выпуск портативных Hi-Fi плееров. В 2009 году рынок взорвала новинка HIFIMAN HM-801 , всего за несколько месяцев получившая звание лучшего плеера в классе Hi-End. Линейка продукции компании насчитывает всего несколько устройств, среди которых плееры и магнитно-планарные наушники. Но чтобы говорить о любой из представленных HIFIMAN моделей, сперва нужно нажать на клавишу PLAY.

HIFIMAN HM-603 появился на рынке не случайно. Между всей отраслью портативных плееров стояла определенная ценовая пропасть и покупатель вынужден был выбирать: либо приобрести дорогостоящий представитель Hi-Fi уровня, оправдывающий вложения, либо остановить выбор на недорогой модели с весьма посредственным качеством звучания. HIFIMAN HM-603 4Gb стал определенным проводником двух миров: обывательского и высококачественного звука. Мультибитный ЦАП Philips TDA1543 , заключенный в увесистую 200-граммовую коробочку, обеспечивает нейтральное звучание без характерных подъемов в определенных частотных диапазонах.

Для кого подойдет: Модель HIFIMAN HM-603 4Gb можно назвать выбором человека, почитающего олдскул. Отбросив дизайн, громоздкость и незначительный объем встроенной памяти, покупатель получит редкую птицу – количество плееров, в основе которых лежит мультибитный ЦАП , на современном рынке ничтожно мало.

6. HIFIMAN HM-802

      Технические характеристики:

    Память: 64 ГБ (поддержка SDXC карт – до 128 ГБ);
    Дисплей: 3,7”;
    Поддерживаемые форматы: MP3, FLAC, APE, Apple Lossless, WAV, AIFF;
    Гармонические искажения: 0,0031%;
    Частота дискретизации (макс): 24 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 110 дБ;
    Аккумулятор: до 12 часов воспроизведения.

Индивидуальный характер звучания – не единственное, что получит покупатель HIFIMAN HM-802 . Неповторимый дизайн, отдаленно напоминающий громоздкую серию смартфонов от Nokia середины 2000-х, и возможность смены модулей усилителей – вот то, что ждет аудиофила, привыкшего менять каскады усиления в зависимости от настроения. По умолчанию в HIFIMAN HM-802 установлен сдвоенный ЦАП Wolfson WM8740 .

Для кого подойдет: HIFIMAN HM-802 – это уверенная золотая середина в линейке компании. Учитывая возможность смены усилителей, вы получаете модульное устройство, способное менять характер звука в зависимости от ваших предпочтений. Хороший уровень автономности и наличие отдельного усилителя на каждый канал помогут раскрыть звучание любимой музыки.

7. HIFIMAN HM-901s

      Технические характеристики:

    Память: 64 ГБ (поддержка microSD карт – до 256 ГБ);
    Дисплей: 3,7” (сенсорный);
    Поддерживаемые форматы: MP3, AAC, WMA, OGG, APE, WAV, FLAC, AIFF, ALAC (M4A), DSD;
    Гармонические искажения: 0,008%;
    Частота дискретизации (макс): 24 бит, 192 кГц;
    Переходное затухание: 106 дБ;
    Аккумулятор: до 9 часов воспроизведения.

Отказываться от, кажущегося морально устаревшим, дизайна компания HIFIMAN и не думает. Вместо этого инженеры трудятся над начинкой плеера и флагман HIFIMAN HM-901s получил самые передовые «внутренности», способные по уровню звучания удивить даже аудиофила со стажем. Детализация, атака, уравновешенный диапазон частот и минимальный уровень гармонических искажений – за весь этот перечень достоинств отвечают два ЦАПа ESS9018 .

Для кого подойдет: Если вы чувствуете, что старенький Hi-Fi-плеер постепенно отживает свое, а уши наотрез отказываются от дешевого звука, пришло время послушать HIFIMAN HM-901s.

8. Astell&Kern AK380

      Технические характеристики:

    Память: 256 ГБ (поддержка microSD карт);
    Дисплей: 4” (сенсорный);
    Поддерживаемые форматы: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE(Normal, High, Fast), AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF;
    Частота дискретизации (макс): 32 бит, 384 кГц;
    Гармонические искажения: 0,0007%;
    Переходное затухание: 117 дБ.

Плееры компании Astell&Kern можно сравнить с автомобилями представительского класса. Нет, это не просто увесистый гаджет с уникальным дизайном и сногсшибательным ценником. Astell&Kern AK380 – это флагман компании, задающий качественно новый уровень звучания с частотой дискретизации, которой могут похвастать далеко не все ведущие звукозаписывающие компании: 32 бит, 384 кГц. Минимальный уровень гармонических искажений, поддержка ряда аудиоформатов, два высококлассных ЦАПа AKM AK4490 , беспроводные средства коммуникации Wi-Fi и Bluetooth, а также возможность подключения дополнительных аксессуаров: внешнего усилителя, док-станции или CD-привода.

(4.00 из 5, оценили: 1 )

сайт Даже посредственный MP3-трек они заставят звучать иначе. А вместе с FLAC или APE получите звук без искажений, перегрузов и ненужных украшательств. Удивят даже искушенного слушателя. Если вы живете музыкой, просыпаясь под нежный звук дребезжащего твиттера, поворачиваете ручку домашнего ресивера перед легким завтраком, а 5-долларовые колонки в офисе уже давно заменила футуристичная акустическая система, до полной... Нет, честно говоря, никаких вводных слов не будет. Чтобы было сразу понятно, к чему клонит вся эта статья, сразу сформулирую её основной вывод: нет смысла распространять музыку в формате 24 бита и 192 кГц, потому что его качество редко лучше 16/44.1 или 16/48, а занимает он в 6 раз больше места.

Кое-что о человеческой психологии

В прошлом году Нил Янг* и Стив Джобс обсуждали создание сервиса для скачивания аудио в «бескомпромиссном студийном качестве», а спустя некоторое время , который должен будет использоваться для воспроизведения этого аудио. В общем, эта идея нравится инвесторам, и они совсем недавно выделили $500,000 на популяризацию этого формата. По-сути, на что выделены эти деньги? На одурачивающий маркетинг. Почему этот маркетинг работает ? Ну, он работает из-за существования парочки факторов .

Во-первых , при восприятии таких новостей люди зачастую основываются на догадках о том, как работает цифровое аудио, а не на том, как на самом деле оно работает: они предполагают, что увеличение частоты дискретизации аналогично увеличению количества кадров в секунду в видео. На самом деле такое увеличение аналогично добавлению инфракрасных и ультрафиолетовых цветов, которые мы никогда не увидим и видеть не можем в принципе. (Об этом повествует центральная часть статьи, но она будет чуть-чуть дальше.)

Во-вторых , люди могут считать, что слышат разницу в звуке, когда её на самом деле нет. Допускать такие ошибки мышления — это нормально для человека. Ошибки эти называются когнитивными искажениями. Подтверждение предубеждения, стадный инстинкт, эффект плацебо, доверие авторитету — это лишь некоторые когнитивные искажения, могущие заставить человека поверить в то, что он слышит разницу. Подтверждение предубеждения: «В 24/192 больше информации, значит я её должен слышать; о, слышу!» Стадный инстинкт вообще каким-то магическим образом заставляет людей верить в то, чего нет и быть не может. Доверие авторитету либо заставляет совершенно не критично относиться к информации, либо при сравнении со своим честным мнением отдавать предпочтение чужому мнению. В советском научно-популярном фильме «Я и другие» наглядно показываются некоторые социальные когнитивные искажения. Например, в фильме показывается следующий эксперимент: группе студентов показывают несколько портретов людей, и они должны сказать, на каких из двух портретов изображён один и тот же человек. Все студенты, кроме одного, — подставные и указывают на два портрета совершенно непохожих людей, а испытуемый, хоть изначально и не думал о таком варианте, зачастую соглашается с мнением большинства. Вы скажете: «Нет, ну я-то не такой». Вообще, вряд ли. Все мы люди, просто отличаемся тем, что в разной степени в чём-либо осведомлены. В любом случае, если бы люди не были подвластны таким когнитивным искажениям, то уже давно не работал бы маркетинг. Посмотрите кругом: люди покупают необоснованно дорогие товары и радуются этому.

Итак, 24/192 обычно не улучшает качество и это звучит как плохая новость. Хорошая новость заключается в том, что качество звучания улучшить несложно — достаточно просто купить хорошие наушники** . В конце концов улучшение качества звучания от них заметно сразу, оно не иллюзорно и радует. По крайней мере взяв наушники хотя бы в ценовом диапазоне от $100 до $200, вы будете радоваться и скажете мне спасибо за мой совет купить хорошие наушники, если, конечно, вы не купите красивые и дорогие имиджевые наушники, предназначенные совсем не для качественного воспроизведения аудио. А теперь давайте перейдём к самому интересному.

* Да, я тоже понятия не имел, кто такой Нил Янг. Оказывается, это известный канадский музыкант... уже 50 лет как известный.
** Это моё личное мнение, я не являюсь представителем каких-либо магазинов и не преследую никакой коммерческой цели.

Теорема Найквиста-Шеннона

Для того, чтобы не оказаться в ловушке мышления, попробуем с самых азов понять, из-за чего работает цифровое аудио.

Сначала чётко уясним термины (будем формулировать их так, будто они применяются только при анализе звуков).
Сигнал — функция, зависящая от времени. Например, как сигнал можно выразить электрическое напряжение в проводах аудиоаппаратуры или, скажем, давление звука на барабанную перепонку (в зависимости от момента времени).

Спектр — представление сигнала в зависимости от частоты, а не времени. Это означает, что функция выражается не как «громкость», записанная во времени, а как набор громкостей бесконечного количества гармоник (косинусоид), включенных в один и тот же момент времени. То есть изначальный сигнал может быть представлен как набор гармонических сигналов разных частот и амплитуд («громкостей»). Да, физические величины зачастую (на деле почти всегда) можно представлять таким «странным» образом (проведя преобразование Фурье над изначальной функцией). (Отображение значения спектра в произвольный момент времени — это один из самых наглядных способов изобразить визуально музыку в аудиоплеере . Замечу, что тот спектр, о котором я говорю, содержит информацию о всем промежутке времени, а не о каком-то мгновенном значении, т.к. по набору гармоник (спектру) можно воссоздать весь звуковой отрывок.)

Теорема Найквиста-Шеннона утверждает, что если сигнал имеет ограниченный спектр, то он может быть восстановлен по своим отсчётам, взятым с частотой, строго большей удвоенной верхней частоты f c : f > 2 f c . Если мы будем увеличивать частоту отсчётов, то это повлияет лишь на то, что формат цифрового аудио начнёт позволять записывать более высокие частоты — те, которые мы никак не воспринимаем. Кстати, в этой теореме говорится о сигнале, состоящем не из конечного набора частот, а из бесконечного, как в реальном звуке. Если говорить простым языком, то смысл теоремы заключается в том, что если мы возьмём какой-нибудь звуковой сигнал, содержащий только частоты, меньшие f c , и запишем (в файл) его значения через каждые 1/f секунды, то мы сможем потом воссоздать изначальный звуковой сигнал по этим значениям. Да-да, воссоздать полностью, без потери какого-либо качества вообще. Но формулировка не объясняет, как воссоздать этот звук. Вообще, это теорема из работы Найквиста «Certain topics in telegraph transmission theory» за 1928 год, в этой работе ничего не сказано про то, как воссоздать звук. А вот теорема Котельникова, предложенная и доказанная В.А. Котельниковым в 1933 году, объясняет это довольно чётко.


Что же это означает? Во-первых, обратим внимание на функцию sinc(t) = sin(t)/t. Наглядно это просто мексиканская шляпа:



Вычитание k /(2f 1 ) из t означает сдвиг шляпы в нужное место (в то самое место, где был записан отсчёт), а умножение на D k означает растягивание этой шляпы по вертикали так, чтобы её макушка совпадала с точкой отсчёта. То есть теорема утверждает, что для воссоздания звука достаточно собрать шляпы в точках, соответствующих отсчётам, причём таким образом, чтобы вершины шляп совпадали с измерениями в отсчётах. Теорему оставим без доказательства — его можно найти в почти любой литературе по обработке сигналов. Однако обращу внимание на то, что воссоздание функции по теореме Котельникова не является просто сглаживанием. Да, шляпа не влияет на значения в соседних отсчётах, но влияет на значения между ними. И когда мы имеет низкочастотный сигнал, это может выглядеть как сглаживание, но если мы имеем, скажем высокочастотный косинус, то при его изображении в виде ступенек, мы даже не поймём, что это косинус — он будет казаться просто хаотичным набором отсчётов, однако, при восстановлении получится самый настоящий и идеально гладенький косинус.



Ну что же, математически понятно, что восстановить звук возможно. Чисто теоретически. И это не значит, что устройства воспроизведения цифрового звука воссоздают звук неотличимым от оригинального, это лишь значит, что аудиоформат позволяет такое сделать. А вот как правильно подкидывать мексиканские шляпы на выход цифро-аналогового преобразователя и как донести полученный звук до уха с минимальными искажениями — это уже совсем другая магия, не имеющая отношения к данной статье. К счастью для нас, добрые инженеры уже тысячу раз подумали над тем, как им решить для нас эту задачу.

Что дают 24 бита

При обсуждении применения теоремы Котельникова к цифровому аудио мы для простоты забыли, что при квантовании (оцифровке) числа D k — это числа, записанные на компьютере, а, значит, это числа не любой точности, а какой-то определённой — той, что мы выберем для нашего аудиоформата. Это означает, что значения изначального сигнала записываются не точно, и это приводит к, вообще говоря, невозможности воссоздать оригинальный сигнал. Но как в реальности это влияет на воспринимаемый человеком звук при честном сравнении 16 и 24 битных сигналов? Проводились исследования, что лучше, 24/44 или 16/88 (да-да, именно так!), удвоение частоты качества не прибавило, а вот увеличение разрядности испытуемые определяли без проблем. В сторону 32 и 64 бит пока никто не смотрит, нет в природе устройств, которые бы могли реализовать потенциал 64-битного звука. А вот при внутренней обработке звука в музыкальных редакторах используют высокую разрядность под 64 бит и выше.

Давайте поговорим о громкости звука. Громкость звука — это субъективная величина, возрастающая очень медленно при увеличении звукового давления и зависит от него, амплитуды и частоты звука.Уровень громкости звука — это относительная величина, которая выражается в фонах и численно равна уровню звукового давления , создаваемого синусоидальным тоном частотой 1 кГц такой же громкости, как и измеряемый звук. Уровень звукового давления (sound pressure level, SPL) измеряется в дБ относительно порога слышимости синусоидальной волны в 1 кГц для человеческого уха, а при возрастании звукового давления в 2 раза, уровень звукового давления увеличивается на 6 дБ. Приведу несколько значений звукового давления:

  • 20-30 дБ SPL - очень тихая комната (да-да, комната, в которой ничего не происходит).
  • 40-50 дБ SPL - обычный разговор.
  • 75 дБ SPL - крик, смех на расстоянии 1 метр.
  • 85 дБ SPL - опасная для слуха громкость — повреждение при длительном воздействии 8 часов в день, для некоторых людей эта величина может быть меньше [Hearing damage ]. Примерно такая громкость на автостраде в час пик [Sound pressure levels ]. Не знаю как вы, но я на такой громкости никогда не слушаю музыку — это становится понятно, когда иду в закрытых накладных/охватывающих наушниках мимо шоссе и пытаюсь слушать музыку.
  • 91 дБ SPL - повреждение слуха при воздействии 2 часа в день.
  • 100 дБ SPL - это максимальное допустимое звуковое давление для наушников по нормам Евросоюза.
  • 120 дБ SPL - почти невыносимо — болевой порог.
  • 140 дБ SPL и выше — разрыв барабанной перепонки, баротравма или даже смерть.
Эта сводная таблица уровней громкости рассчитана на воспроизведение с акустических систем, где негативное влияние оказывает высокое звуковое давление на все тело.

В наушниках без особых проблем многие слушают под 130-140 дБ и никакого разрыва перепонки не случается. Слух попортить безусловно можно. Основные данные по болевым порогам получены от колонок, где наибольший вред наносят низкие частоты, которые действуют не столько на ухо, сколько на все тело, вводя в резонанс внутренние органы и разрушая их. Повредить грудную клетку от низких частот из наушников просто не реально. А вот в автомобиле от сабвуфера - в самый раз. Но более важно то, что таблица создавалась изначально под производственный шум на заводах. Ухо от наушников повредить можно на высокой громкости только в области верхних средних частот, где у уха есть собственный резонанс.

Эффективный же динамический диапазон 16-битного аудио — 96 дБ. Сравнивая 130 и 96 дБ становится понятно, что разницу в звуке мы услышать можем. Но чисто теоретически. Во-первых, 96 дБ — это величина отношения сигнал/шум в типичных источниках звука. Во-вторых, для популяризации форматов высокого разрешения на студиях часто сводят звук для CD и DVD-Audio с несколько разным усердием и в итоге покупатель может слышать посредственно сведённый материал в первом случае и хорошо сведенный во втором.

Последнее время стало модным выпускать ремастеры различных альбомов исполнителей. Но при этом большая часть таких ремастеров, сделанных на более новом оборудовании и в тяжеловесных форматах звучит существенно хуже, чем старые записи... Здесь возникает подозрение, что вместо качественного сведения талантливым звукорежиссером, все заменяется просто качественным оборудованием и уверенности, что это даст лучший результат, а если нет, то и так все раскупят.

Получается, что с позиции технических параметров 24 бит всегда будут лучше, чем 16, но услышать это можно на качественно сделанных записях, если сделать запись с радио, то там различить 16 и 24 бита будет очень сложно. Таким образом стоит гнаться не за высокими форматами, а за качественно записанными и сведенными записями и стремится к повышению качества аппаратуры.

Гонка к тяжеловесным форматам сопоставима с гонкой за мегапикселями фотоаппаратов, где любой профессионал знает, что итоговое качество от этого зависит довольно слабо.

В дорогих системах порой используют отдельную обработку в виде SRC как в , что при переводе 44.1/16>192/24 позволяет перевести ЦАП в другой режим работы и заменить его блок цифровой фильтрации сигнала (от альязинга) более совершенным внешним SRC конвертером. Так же отдельно сконвертированные файлы из 44.1/16 в 192/24 порой могут звучать лучше, но именно из-за особенностей используемого ЦАП и это дает повод задуматься над апгрейдом системы в целом.

Надо отметить, что проверка различных DVD-Audio дисков порой выдавала удручающий результат, т.к. изначальный исходник для тяжеловесного формата был взят из стандартного CD-Audio.

Дополнительно

Ну что же, если наша цель заключается в том, чтобы наслаждаться звучанием, то осталось понять, что новость про бессмысленность 24/192 даже и не плохая вовсе — она, на самом деле говорит о том, что качество звука улучшить можно, но для этого не надо гнаться за тяжеловесными форматами.

Но раз существует как минимум два мнения по поводу «16/44.1 против 24/192», то, может быть есть и ещё какие-то иные и интересные мнения? Да, есть. Как минимум есть ещё две интересные статьи с неожиданными выводами: «Coding High Quality Digital Audio » от J. Robert Stuart (статья на английском) и «24/192 Music Downloads... and why they make no sense » от Monty, разработчика формата OGG (эта статья тоже на английском, она утверждает, что 24 бита тоже бессмысленны).

Резюме

  • Нет смысла хранить аудио в 24/192, поскольку это не улучшит качество звука просто так.
  • 192 кГц бессмысленны потому, что позволяют записывать звуки с частотами, которые мы не слышим, а все слышимые звуки есть в 44.1 кГц.
  • Кстати, если бы на этих частотах содержалась какая-нибудь информация, и если бы она воспроизводилась цифро-аналоговым преобразователем, то она бы вносила дополнительные искажения (шумы) в слышимом диапазоне частот. А вы знаете причины такого поведения аудиосистемы?
  • 24 бита позволяют записывать звуки такой громкости, какую мы не можем слышать на обычной аппаратуре (или позволяет записывать громкость слышимых звуков с такой точностью, которая неотличима от 16 бит).
  • Из-за когнитивных искажений мы можем считать, что разница между 16/44.1 и 24/192 существует и заметна.
  • Многие маркетинговые ходы и стратегии основываются на когнитивных искажениях и незнании.
  • Качество звучания можно улучшить, но другими способами.

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

error: