«Компьютерные вирусы» - Медленная работа ПК. Типы антивирусных программ. Антивирусы. Уменьшение размеров свободной оперативной памяти. Вирусы подразделяются на классы. Как обезопасить ПК от вируса? Признаки проявления вирусов. Вывод на экран неожиданных сообщений и изображений. Что такое вирус? Антивирусная программа - это программа, позволяющая обнаруживать и удалять вирусы.
«Жизнь вирусов» - Также в состав вируса входит ДНК или РНК. Для обозначения отдельной вирусной частицы используется термин вирион. Спид. Размножение вирусов. В мире гриппом заболевает более миллиарда человек. Создание новых вирусных компонентов. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек. Перепрограммирование клетки.
«Вредоносные программы» - Запуск своей копии на удаленном компьютере. Дублируя себя, вирус заражает другие программы. Сетевые атаки. Классификация вредоносного программного обеспечения. Сбор информации и ее передача злоумышленнику. Фатальные сетевые атаки. Использование ресурсов компьютера в неблаговидных целях. Признаки появления и способы заражения вирусами.
«Вирусы 10 класс» - Необходимо помнить, что очень часто вирусы переносятся с игровыми программами. Наиболее неподходящим местом, видимо, являются программы в текстовом виде. Будьте предельно осторожны при запуске новых "игрушек". Вы можете автоматически запускать сканирование на вирусы с помощью опции Scheduling.
«Вирусы» - Табачная мозаика. Поведение вирусов. Роль вирусов в биосфере. Примеров таких вирусов является вирус табачной мозаики. Вирио?н. Капсид построен из капсомеров - белковых комплексов, состоящих, в свою очередь, из протомеров. Структура вирусов. Нуклеиновая кислота в комплексе с белками обозначается термином нуклеокапсид.
Аватова Айнагуль
Вирусы, получившие широкое распространение в компьютерной технике, взбудоражили весь мир. Как лучше обезопасить свой компьютер?
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сокрутовская оош»
ВЫПОЛНИЛА: уч-ся 9 класса АВАТОВА АЙНАГУЛЬ
РУКОВОДИТЕЛЬ: РУДЕНКО О.В.
2011 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Компьютеры стали настоящими помощниками человека и без них уже не может обойтись ни коммерческая фирма, ни государственная организация. Однако в связи с этим особенно обострилась проблема защиты информации.
Вирусы, получившие широкое распространение в компьютерной технике, взбудоражили весь мир. Многие пользователи компьютеров обеспокоены слухами о том, что с помощью компьютерных вирусов злоумышленники взламывают сети, грабят банки, крадут интеллектуальную собственность...
Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.
Все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о различного рода пиратских проделках компьютерных хулиганов, о появлении все более совершенных саморазмножающихся программ. Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.
Меня заинтересовал вопрос: как лучше обезопасить свой компьютер? На уроках информатики учитель говорил нам о необходимости установки на компьютер антивирусных программ, но мне захотелось узнать более подробно о компьютерных вирусах, об их возможностях и способах защиты персонального компьютера от них.
Посоветовавшись с учителем информатики Руденко О.В., во внеурочное время мною был разработан и выполнен проект «Осторожно: компьютерные вирусы».
Тема: «Осторожно: компьютерные вирусы»
Учебные предметы : информатика и ИКТ
Участники : Аатова Айнагуль, уч-ся 9 класса
Руководитель : Руденко О.В.
Тип проекта : информационно-творческий
Форма проекта : индивидуальный
Область исследования : информатика и ИКТ
Предполагаемый продукт проекта : Презентация, тест. Продукт заранее определён и может быть использован в учебном процессе.
Цели проекта :
- освоение и систематизация знаний, относящихся к методам обеспечения защиты информации от компьютерных вирусов;
- овладение умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация);
- развитие интереса к изучению информатики, навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет;
- воспитание культуры информационной деятельности, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы при работе с информацией;
- приобретение опыта предотвращения и профилактики заражения компьютерными вирусами; преодоления трудностей в процессе проектирования, разработки и реализации учебного проекта.
Задачи проекта:
- повысить свой интеллектуальный уровень, умение работать с большим количеством информации
- научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать
- создать условия проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА .
Этапы и сроки проведения проекта
Этапы проекта | Описание | Сроки проведения |
1.Организационный этап | Формирование проблемы. Выбор названия проекта. Обсуждение плана работы над проектом. | 15.10.2011. |
2.Подготовительный этап | Рассмотрение вопросов, которые больше всего интересуют. | 17.10.2011 |
3.Практический этап. | Работа в библиотеке. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту. | 18.10.-14.11.2011 |
4.Аналитический этап. | Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений. | 15.11.2011 |
5.Заключительный этап. Реализация проекта. | Подготовка презентации. Представление результатов в виде проекта. Защита проекта. Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта. Рефлексия. | 16.11.-20.11.2011 21.11.2011 |
- Организационный этап.
На уроках информатики и ИКТ вместе с другими учениками обсуждался вопрос о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них. Мне стало интересно: Как лучше и надежнее обезопасить свой компьютер? Так родился проект «Осторожно: вирусы». Учитель сказал, что несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от каждого пользователя персонального компьютера владеть методами профилактики и защиты от заражения вирусами.
- Подготовительный этап
Возникло очень много интересных вопросов и был разработан ряд тем, которые я рассмотрю в процессе выполнения проекта:
1. Что такое компьютерные вирусы и их разновидности.
2. Пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.
3. Основные признаки заражения компьютера
4.Методы борьбы с компьютерными вирусами
5. Основные антивирусные программы
6. Презентация
7. Контрольный тест
3. Практический этап
Работа в библиотеке с научной литературой, Большой советской энциклопедией. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту.
Среди учащихся 5 – 9 классов был проведен социологический опрос, результаты которого представлены в виде диаграмм.
Результаты исследований
Какие антивирусные программы установлены на вашем компьютере?
Данные исследования показывают, что учащиеся нашей школы, в основном, используют антивирусные программы на домашних компьютерах, причем, не отдают предпочтения какой-либо одной программе, но выбрали достойные.
4 . Аналитический этап.
Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений. Подготовлена презентация.
5. Заключительный этап.
На неделе информатике я представила свой проект. Работа была одобрена.
Заключение
Я убедилась, что ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Лучшей стратегией защиты от вирусов является многоуровневая, "эшелонированная" оборона. Средствам разведки в "обороне" от вирусов соответствуют программы-детекторы, позволяющие проверять вновь полученное программное обеспечение на наличие вирусов. На переднем крае обороны находятся программы-фильтры. Эти программы могут первыми сообщить о работе вируса и предотвратить заражение программ и дисков. Второй эшелон обороны составляют программы-ревизоры, программы-доктора и доктора-ревизоры. Самый глубокий эшелон обороны - это средства разграничения доступа. Они не позволяют вирусам и неверно работающим программам, даже если они проникли в компьютер, испортить важные данные.
КРИТЕРИИ УСПЕХА:
Достигнут конечный результат;
Ученик и учитель получили удовольствие от своей деятельности;
Продукт проекта можно использовать в учебной и деятельности.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2007
- И.А.Трофимова, О.В. Яровая. Информатика в схемах и таблицах. - М.; ЭСМО, 2010
- Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» 8, 9 кл., М, Бином, 2010
- www.ru.wikipedia.org
- www.antivirus-program.ru
- www.antivibest.ru
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Осторожно: вирусы МБОУ « Сокрутовская оош МО « Ахтубинский район»
Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии (не обязательно полностью совпадающие с оригиналом), внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем и сетей, а также производить определенные действия без ведома пользователя.
Классификация вирусов по среде обитания а) сетевые (распространяются по сетям) б) файловые (инфицируют исполняемые файлы с расширениями.exe, .com) в) загрузочные (внедряются в загрузочный сектор диска) г) файлово-загрузочные (способны заражать и загрузочные секторы и файлы) по способу заражения а) резидентные (оставляют в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения программ к операционной системе и внедряется в нее; свои деструктивные действия вирус может повторять многократно) б) нерезидентные (не заражают оперативную память и проявляют свою активность лишь однократно – при запуске зараженной программы) по степени опасности а) неопасные (например, выводят на экран сообщения) б) опасные (уничтожают часть файлов на диске) в) очень опасные (самостоятельно форматируют жесткий диск)
Репликаторы (черви) – распространяются в сети: проникают в память компьютера, вычисляют сетевые адреса других компьютеров и рассылают по этим адресам свои копии, тем самым уменьшая пропускную способность сети и замедляя работу серверов; могут размножаться без внедрения в другие программы и иметь «начинку» из компьютерных вирусов. Невидимки (стелкс) – маскируют свое присутствие в компьютере; они перехватывают обращения операционной системы к зараженным файлам или секторам дисков и «подставляют» незараженные участки файлов. Мутанты (призраки, полиморфные вирусы) – их копии практически не содержат полностью совпадающих участков кода; это достигается тем, что в программы вирусов добавляются пустые команды («мусор»), которые не изменяют алгоритм работы вируса, однако затрудняют их выявление.
Макровирусы – используют возможности макроязыков, встроенных в системы обработки данных. «Троянские кони» – маскируются под полезную или интересную программу, выполняя во время своего действия разрушительную работу (например, стирают FAT и др.)
Признаки появления вирусов прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ невозможность загрузки операционной системы медленная работа компьютера исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого изменение даты и времени модификации файлов изменение размеров файлов неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений подача непредусмотренных звуковых сигналов частые зависания и сбои в работе компьютера
Анализ алгоритма вируса Антивирусные программы Восстановление пораженных объектов Обнаружение неизвестного вируса Профилактика заражения компьютера Способы противодействия компьютерным вирусам
Антивирусные программы Программы-детекторы (сканеры) - рассчитаны на обнаружение конкретных вирусов. Основаны на сравнении специфической последовательности байтов (сигнатур или масок вирусов), содержащихся в теле вируса, и байтов проверяемых программ. Эти программы нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов. Если программа не опознается детектором как зараженная, это не означает, что она «здорова». В ней может быть вирус, который не занесен в базу данных детектора. Программы-доктора (фаги) - не только находят файлы, зараженные вирусом, но и «лечат» их, удаляя из файла тело программы-вируса. Полифаги позволяют лечить большое число вирусов. Широко распространены программы-детекторы, одновременно выполняющие и функции программ-докторов, например: AVP (автор Е.Касперский), Aids test (Д.Лозинский), Doctor Web (И.Данилов), Norton Antivirus (Symantec Corp)
Программы-ревизоры - анализируют текущее состояние файлов и системных областей дисков и сравнивают его с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяются состояние Boot -сектора (загрузочного сектора), FAT , длина файлов, время их создания, атрибуты, контрольные суммы (суммирование по модулю 2 всех байтов файла). Пример такой программы – Adinf (Д. Мостовой) Программы-фильтры (сторожа, мониторы) - программы, которые оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы выполнить подозрительные действия, а пользователь принимает решение о разрешении или запрещении выполнения этих действий. Фильтры контролируют следующие операции: обновление программных файлов и системной области дисков; форматирование диска; резидентное размещение программ в ОЗУ. Примером может служить программа V save . Она не способна обезвредить вирус. Для этого нужно использовать фаги. Программы-иммунизаторы – записывают в вакцинируемую программу признаки конкретного вируса таким образом, что вирус считает ее уже зараженной и поэтому не производит повторное инфицирование. Эти программы морально устарели и менее эффективны.
Отключитесь от локальной сети, если компьютер был к ней подключен. Для остановки распространения вируса проверьте его присутствие в оперативной памяти, запустив антивирусную программу. Если антивирус не удаляет вирусы, перезагрузите его с незараженной и защищенной от записи дискеты. Если антивирус удаляет вирусы, то удалите зараженные файлы или подвергните их лечению. В случае обнаружения загрузочного вируса проверьте все дискеты независимо от того, загрузочные они или нет. Действия при заражении компьютера вирусом
Разграничение прав пользователей, отключение лишних возможностей Антивирус Регулярная установка обновлений Полезные советы Не открывайте неизвестные файлы. Не открывайте обезличенные сообщения электронной почты или других средств коммуникаций. Не открывайте выданные поисковиком сайты, если не уверены в их полезности Не используйте простые пароли. Следите за использованием https . У приличных интернет-магазинов и других веб-сервисов, особенно связанных с приемом/передачей денег, строка адреса начинается с https , а не как обычно с http . Это значит, что подлинность сайта подтверждена цифровой подписью, а передаваемые на сайт данные шифруются. Профилактика вирусных заболеваний ПК стоит на трех китах:
Для того чтобы не подвергнуть компьютер заражению вирусами и обеспечить надежное хранение информации на дисках, необходимо соблюдать следующие правила: Для Для того, чтобы не подвергнуть компьютер заражению вирусами и обеспечить надежное хранение информации на дисках: Регулярно тестируйте компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ Перед считыванием информации с дискет проверяйте их на наличие вирусов Всегда защищайте свои дискеты от записи при работе на других компьютерах Делайте архивные копии ценной для вас информации Не оставляйте дискету в дисководе Не используйте программы, поведение которых непонятно Регулярно обновляйте антивирусные программы Основные меры по защите от вирусов
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2007 И.А.Трофимова, О.В. Яровая. Информатика в схемах и таблицах. - М.; ЭСМО, 2010 Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» 8, 9 кл., М, Бином, 2010 www.ru.wikipedia.org www.antivirus-program.ru www.antivibest.ru Источники информации
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Компьютерные вирусы»
- Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе…
а) работы с файлами
б) форматирования дискеты
в) выключения компьютера
г) печати на принтере
2. Что необходимо иметь для проверки на вирус жесткого диска?
а) защищенную программу
б) загрузочную программу
в) файл с антивирусной программой
г) дискету с антивирусной программой, защищенную от записи
3. Какая программа не является антивирусной?
а) AVP
б) Defrag
в) Norton Antivirus
г) Dr Web
4. Какие программы не относятся к антивирусным?
а) программы-фаги
б) программы сканирования
в) программы-ревизоры
г) программы-детекторы
5. Как вирус может появиться в компьютере?
а) переместиться с гибкого диска
б) при решении математической задачи
в) при подключении к компьютеру модема
г) самопроизвольно
6. Как происходит заражение «почтовым» вирусом?
а) при открытии зараженного файла, присланного с письмом по e-mail
б) при подключении к почтовому серверу
в) при подключении к web-серверу, зараженному «почтовым» вирусом
г) при получении с письмом, присланным по e-mail, зараженного файла
7. Как обнаруживает вирус программа-ревизор?
а) контролирует важные функции компьютера и пути возможного заражения
б) отслеживает изменения загрузочных секторов дисков
в) при открытии файла подсчитывает контрольные суммы и сравнивает их с данными, хранящимися в базе данных
г) периодически проверяет все имеющиеся на дисках файлы
8. Компьютерным вирусом является…
а) программа проверки и лечения дисков
б) любая программа, созданная на языках низкого уровня
в) программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты
г) специальная программа небольшого размера, которая может приписывать себя к другим программам, она обладает способностью «размножаться»
9. Заражению компьютерными вирусами могут подвергнуться…
а) графические файлы
б) программы и документы
в) звуковые файлы
г) видеофайлы
10. Какие из перечисленных типов не относятся к категории вирусов?
а) загрузочные вирусы
б) type – вирусы
в) сетевые вирусы
г) файловые вирусы
Исследовательская работа по теме
Вирусы
1. Введение
2. Открытие вирусов
3. Особенности вирусов
4. Происхождение вирусов
5. Вирусы-возбудители заболеваний
6. Заключение
7. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа называется «Вирусы».
Цель работы: собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности; узнать о научных исследованиях в области вирусологии, о причинах возникновения инфекционных заболеваний и их профилактике; выступить с результатами работы на заседании факультатива по молекулярной биологии в 10 классе.
ОТКРЫТИЕ ВИРУСОВ
Открытие вирусов произошло в 1892 году, когда русский ботаник Д. И. Ивановский работал с растениями табака, поражёнными мозаичным заболеванием. Инфекционная вытяжка была пропущена через фильтр, который задерживает бактерии. Этот образец сохранял свои инфекционные свойства. Новый термин «вирус» предложил голландец М. Бейеринк (Beijerink) в 1898 году, (в переводе с латинского «яд»), чтобы объяснить инфекционный характер вытяжки растений. В результате кропотливых исследований учёных было установлено, что вирусы – это нуклеопротеины - нуклеиновые кислоты, связанные с белками. А наука, изучающая вирусы, стала называться вирусологией.
Вирусы оказались очень малыми частицами, их невозможно увидеть в обыкновенный световой микроскоп. Поэтому в тридцатые годы двадцатого столетия после изобретения электронного микроскопа вирусы были исследованы одними из первых как биологические структуры.
ОСОБЕННОСТИ ВИРУСОВ
Размеры
В научной литературе излагаются точные сведения о вирусах, как о мельчайших живых структурах, размеры которых колеблются в пределах от 20 до 300 мм. Они в пятьдесят раз меньше бактерий. Благодаря таким минимальным размерам вирусы проходят через фильтры, которые задерживают бактерии.
Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина.
Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют
обмена веществ. Существование неклеточных структур в природе объясняет связь между простыми молекулами и сложными системами клеток организмов.
проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.
Строение вирусов
Вирусы имеют неклеточное строение. В сердцевине находятся фрагменты ДНК или РНК, окружённые защитной белковой оболочкой - капсидом. Из составных частей полностью формируется вирусная частица – вирион. Оболочка вирусов строится из особых субъединиц - капсомеров, из которых образуются симметричные структуры, которые могут кристаллизоваться. Учёные отмечают активную способность вирусов к самосборке из субъединиц в клетке хозяина. Это имеет важное значение в биологических явлениях.
В биологии исследованы представители разных вирусов. Например, вирус табачной мозаики (ВТМ) состоит из 2130 одинаковых субъединиц белка, РНК и образует особую структуру – нуклеокапсид. Изучены вирусы из группы бактериофагов. Это вирусы, нападающие на бактерии. Они имеют головку и спиральный симметричный хвост. Известны также вирусы, имеющие сложное строение, например, рабдовирусы и вирусы оспы.
Жизненные циклы вирусов
Многие вирусы имеют сходные жизненные циклы. Проникают они в клетку хозяина через оболочку и клеточную стенку разными способами. Внутри клетки вирусы ведут себя непредсказуемо. Одни из них активизируются и с помощью нуклеиновой кислоты производят себе подобные вирусные частицы. Другие затаиваются в клетке и становятся неактивными длительное время. Это профаги или провирусы.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИРУСОВ
Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Одна из них говорит
ВИРУСЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Способы передачи инфекционных заболеваний
Учёные выделяют несколько основных способов передачи вирусной инфекции.
1. Капельная инфекция
Это самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. Заражение происходит при вдыхании воздуха, кашле, чихании, разговоре в местах большого скопления людей. Мерами профилактики являются использование марлевых повязок во время возникновения эпидемии, проветривание и влажная обработка помещений.
Особенно опасны микроорганизмы, такие как вирус оспы или туберкулёзная палочка. Они устойчивы к повышению температуры, сохраняются в почве, пыли длительное время.
Воздушно – капельным способом распространяются такие заболевания как
грипп разных типов, простуда, свинка, корь, коревая краснуха, полиомиелит.
2. Контактная инфекция
При непосредственном физическом контакте с больными животными и людьми передаются трахома (болезнь глаз в тропиках), обычные бородавки,
обыкновенный герпес – «лихорадка» на губах, а также возможны оспа через
раны на коже, эпидемический паратит через рот с заразной слюной, жёлтая лихорадка, переносчиками которой являются клещи, комары.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современное время исследования вирусов имеют очень важное значение. Наука вирусология изучает размножение, строение, происхождение вирусов. Многие её успехи достигнуты в борьбе с конкретными болезнями – оспой, клещевым энцефалитом, бешенством, жёлтой лихорадкой и др. Но перед человечеством стоит ещё множество сложных вирусологических проблем. Экспериментально доказано вирусное происхождение большого числа опухолевых заболеваний, например, таких как СПИД. Людям необходимо знать причины, способы возникновения инфекционных заболеваний и меры их профилактики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российсикая энциклопе-дия, 2004.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.
4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Дрофа, 2008.
Ф едеральное агентство по образованию
ф едеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Институт переподготовки специалистов
Кафедра региональной экономики
Контрольная работа
по Концепции современного естествознания
На тему: Вирусы – удивительные существа
Выполнила студентка 3 курса:
ФИО: Коломникова Е.
Группа 09311
Проверил: Гаврилова Н. Г.
Новосибирск 2010
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1Происхождение и строение вирусов………………………………..4
Глава 2 Свойства и классификация вирусов…………………………….…..6
Глава 3 Удивительные факты из жизни вирусов…………………………...8
Заключение……………………………………………………………………12
Библиографический список………………………………………………….13
Введение:
Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат «вирус» - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные «индикаторы жизни». Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что «на совести» больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру – бактерий, то станет ясно, сто борьба с вирусами – одна из первоочередных задач. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками, необходимо детально изучить их свойства.
Цель: Раскрыть наиболее интересные и удивительные аспекты жизни вирусов.
Задачи:
Изучить происхождение и строение вирусов;
Проанализировать свойства классификацию вирусов;
Выявить основные стадии эволюции вирусов и вирусных инфекций.
Актуальность: Выбранная мной тема является востребованной в первую очередь потому, что вирусы являются наиболее частыми возбудителями инфекционных болезней, переносчиками которых выступает человек.
Глава 1 Происхождение и строение вирусов
«Главная особенность вирусов – их тесная связь
с генетическим и метаболическим
аппаратами клетки-хозяина».
Джошуа Ледерберг, американский биолог,
лауреат Нобелевской премии, 1993
До конца 19 в. термин «вирус» использовался в медицине для обозначения любого инфекционного агента, вызывающего заболевание. Еще Демокрит (460 - ок. 370 г. до н. э.) и Аристотель (384- 322 г. до н. э.) описали клиническую картину бешенства. С древних времен известны оспа, полиомиелит, грипп.
В 1852 г. русский ботаник Д.И. Ивановский впервые получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. «Когда такой экстракт пропустили через фильтр, способный задерживать бактерии, отфильтрованная жидкость все еще сохраняла инфекционные свойства. В 1898 г. Голландец Бейеринк придумал новое слово вирус (от латинского слова, означающего «яд»), чтобы обозначить этим термином инфекционную природу некоторых профильтрованных растительных жидкостей» . Хотя удалось достигнуть значительных успехов в получении высокоочищенных проб вирусов и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты, связанные с белками), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными, потому что они были слишком малы, чтобы их можно было увидеть с помощью светового микроскопа. Поэтому-то вирусы и оказались в числе первых биологических структур, которые были исследованы в электронном микроскопе сразу же после его изобретения в 30-е годы нашего столетия.
«Вирус (ы) - неклеточные формы жизни, обладающие геномом (ДНК и РНК), но лишенные собственного синтезирующего аппарата и способные к воспроизведению лишь в клетках более высокоорганизованных существ».
Если вирусы действительно являются мобильными генетическими элементами, получившими «автономию» (независимость) от генетического аппарата их хозяев (разных типов клеток), то разные группы вирусов (с разным геномом, строением и репликацией) должны были возникнуть независимо друг от друга. Поэтому построить для всех вирусов единую родословную, связывающую их на основе эволюционных взаимоотношений, невозможно. Принципы «естественной» классификации, используемые в систематике животных, не подходят для вирусов.
Система классификации вирусов необходима в практической работе, и попытки ее создания предпринимались неоднократно. Наиболее продуктивным оказался подход, основанный на структурно-функциональной характеристике вирусов: чтобы отличить разные группы вирусов друг от друга, описывают тип их нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК, каждая из которых может быть одноцепочечной или двухцепочечной), ее размеры (число нуклеотидов в цепочке нуклеиновой кислоты), число молекул нуклеиновой кислоты в одном вирионе, геометрию вириона и особенности строения капсида и наружной оболочки вириона, тип хозяина (растения, бактерии, насекомые, млекопитающие и т.д.), особенности вызываемой вирусами патологии (симптомы и характер заболевания), антигенные свойства вирусных белков и особенности реакции иммунной системы организма на внедрение вируса.
В систему классификации вирусов не вполне укладывается группа микроскопических возбудителей болезней, называемая вироидами (т.е. вирусоподобными частицами). Вироиды вызывают многие распространенные среди растений болезни. «Это мельчайшие инфекционные агенты, лишенные даже простейшего белкового чехла (имеющегося у всех вирусов); они состоят только из замкнутой в кольцо одноцепочечной РНК» .
Глава 3 Удивительные факты из жизни вирусов
Биологи не отрицают, что вирусы играли какую-то роль в эволюции. Но, считая их неживой материей, они ставят их в один ряд с такими факторами, как климатические условия.
Исследования в природе показали, что практически у всех живых существ есть свои «ручные» вирусы. Мало того, характерные вирусные последовательности нашлись в хромосомах растений и животных, получить от которых соответствующие вирусы не удалось. «Судя по всему, жить в геноме и неспешно размножаться – это еще не самое удивительное. Высший класс – это не размножаться совсем. При этом вирусы все равно будут переданы по наследству потомству хозяина, к которому вместе с необходимыми генами перейдут и странные нуклеотидные последовательности, не кодирующие никакие белки» . Большим сюрпризом для врачей и биологов – эволюционистов стало то, что большая часть вирусов оказалась вполне безобидными созданиями, не связанными ни с какими болезнями. «…они спокойно дремлют внутри клеток-хозяев или используют их аппарат для своего неспешного воспроизведения без всякого ущерба для клетки» .
Что касается борьбы с вирусами как возбудителями заболеваний, то совершенно ясно, что каждый из них требует индивидуального подхода. Их патогенность никак не связана с формой, размером или способом размножения, что осложняет лечение пациентов. Ведь даже вирусы, сходные между собой, могут стать причиной различных заболеваний.
Вирусы влияют абсолютно на все формы жизни на Земле, а часто определяют их судьбу. При этом они тоже эволюционируют. Прямым доказательством служит появление новых вирусов, таких как иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД. Ученые еще не вполне ясно представляют себе ключевые события заражения человека этим смертельным заболеванием, но то, что уже известно, поражает воображение. Попов в организм, ВИЧ оказывается в лимфатических узлах, где его захватывают специальные клетки, задача которых удержать любого чужака до прихода полномочных «блюстителей». Вслед за тем появляются поднятые по тревоге В-лимфоциты – рядовые иммунной системы. Когда они во всю работают, прибывают Т-лимфоциты. И вот тут происходит невероятное: вирус, уже обнаруженный, зафиксированный о облепленный антителами, ухитряется внедриться в Т-лимфоцит и начинает в нем размножаться. Пораженная клетка теряет способность выполнять свои обязанности, зато щедро раздает копии вируса своим собратьям. Не получая команд от Т-лимфоцитов, пораженные иммунные клетки не могут справиться с вирусами, и в конце концов вся иммунная система рушится.
Вирусы постоянно видоизменяют границу между биологическим и химическим мирами. Наиболее эффективным методом борьбы с вирусами является вакцинация. «В каждой стране существует свой Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация защищает детей о наиболее опасных инфекционных болезней. Первую прививку от гепатита В делают малышам в роддоме, когда им всего 12 часов от роду» .
Заключение:
Таким образом, хотелось бы подвести итоги своей работы: выполнив поставленные задачи, я смогла достигнуть цели.
По мере изучения вирусов совершенствуются методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся:
1) выведение пород и сортов, генетически устойчивых к вирусным заболеваниям;
2) раскрытие экологии и путей эволюции различных групп вирусов, которые вызывают заболевания человека и полезных для него животных и растений;
3) инженерия на генном уровне - введение нового гена в клетку, что позволяет таким образом восстановить функцию клетки.
Вирусы - удивительные существа, скрывающие в себе многие тайны, которые человечеству еще предстоит разгадать. Видимо, нам еще предстоит оценить роль вирусов в функционировании и развитии биосферы.
Библиографический список:
1. В. Н. Макаров «Концепции современного естествознания». М., - 2004
2. «В мире науки» - 2005, № 3
3. «Вокруг света» - 2006, № 11
4. Е. Ф. Солопов «Концепции современного естествознания». М. – 1998
5. Рузавин Г. И. «Концепции современного естествознания». М., - 1997
6. Горелов А. А. «Концепции современного естествознания». М. – 1999
7. Мотылева С. А., Скоробогатов В. А., Судариков А. М. «Концепции современного естествознания» СПб. – 2000 г.